Что такое сионизм?
Три вида сионизма
1. Что такое сионизм?
2. Религиозный сионизм
3. Поселенческий сионизм
4. Политический сионизм
5. Отличие религиозного, поселенческого и политического
сионизма
[1.Что такое сионизм?]
В нашем обществе не прекращаются споры о сущности сионизма. Одни говорят,
что укрепление поселений - это сионистский ответ на арабский террор. Другие
утверждают, что, наоборот, отдав арабам территории, мы получим взамен более
спокойную и нормальную жизнь на оставшейся части Израиля, и в этом - цель
сионизма. Третьи вообще считают, что с созданием государства время сионизма
прошло, и наступила эпоха постсионизма. При этом каждый ссылается на учение
и высказывания "основателей" и убежден, что его понимание наиболее полно
отвечает исходным принципам сионизма.
Вся эта путаница происходит не только из-за того, что в сионизме (как
и в любом национальном или религиозном движении) были различные фракции
или направления. Причина разногласий здесь гораздо более глубокая: дело
в том, что исторически существовал не один, а три разных вида сионизма:
сионизм религиозный, сионизм поселенческий и сионизм политический. Эти
три вида сионизма возникли в разное время, ставили перед собой разные цели,
и общим для них являлось только то, что все они считали создание еврейского
государства подходящим средством для достижения своих целей. И хотя на
определенном историческом этапе все эти три вида сионизма объединились
для построения Государства Израиль, все равно цели создания этого государства
воспринимались ими по-разному. За почти сто лет совместной деятельности
эти три направления не только не перемешались, но более того, - их позиции
сегодня все больше расходятся. Без понимания различий между этими отдельными
направлениями мы не сможем понять эволюцию идеологии сионизма в целом.
[2.Религиозный сионизм]
Впервые в современной форме идея сионизма - т.е. идея о том, что возвращение
евреев в в Сион (Палестину) должно быть осуществлено ими самими, не откладывая
и не дожидаясь в галуте прихода Мессии - была сформулирована примерно в
1850 г. в работах раввинов Ц.-Г.Калишера и И.Алкалая (а они во многом основывались
на идеях, выдвинутых в конце 18-го века Виленским Гаоном). Созданную ими
концепцию стали называть позже "религиозным сионизмом". Основой этой концепции
было представление о "двух стадиях прихода Машиаха". Иными словами, самостоятельное
возвращение евреев в Эрец Исраэль и построение там государста понималось
как первая стадия мессианского процесса, способ приближения мессианских
времен.
[3.Поселенческий сионизм]
Вторым направлением в сионизме был поселенческий сионизм, возникший
позже, в 1880-х годах, и сосредоточенный на идее "национального возрождения
на исторической родине". Целью поселенческого сионизма было "оживление"
еврейского народа через освоение Страны. С точки зрения поселенческих сионистов
(к которым принадлежали все участники Первой Алии 1882-1904 годов), народ
может нормально жить и развиваться толькой на той земле, в которой находятся
его исторические корни. Наблюдая вокруг себя забитый и запуганный еврейский
народ галута и сравнивая его с сильным, творческим и активным народом древности,
они были убеждены, что проживание на своей исторической родине составляет
важнейший компонент жизненной силы народа, и стремились вернуть его еврейству.
[4.Политический сионизм]
И наконец, третьим, наиболее поздним видом сионизма был "политический
сионизм", созданный Герцлем в 1897 году и поставивший себе целью создать
"правоохраняемое убежище" для евреев, страдающих от антисемитизма. Для
Герцля было в конце концов безразлично, в каком уголке земного шара создавать
еврейское государство - в Палестине, Аргентине или Уганде. Его целью было
"решение еврейского вопроса", под которым понималась проблема антисемитизма.
(Напомним, что полное название книги Герцля звучало так: "Государство евреев
как опыт современного решения еврейского вопроса "). Герцль считал, что
если мы будем иметь свое государство, то станем "нормальным народом", и
тогда еврейская проблема в мире исчезнет.
[5.Отличие религиозного, поселенческого и политического
сионизма]
Интересно отметить, что даже название "Государство Израиль" было введено
отнюдь не представителями политического сионизма, но раввином А.-И.Куком,
идеологом религиозного сионизма. Название же "Государство Израиль" (в отличие
от Герцлевского "Государства евреев") неразрывно связано с определенной
страной - Землей Израиля - и подчеркивает нашу преемственность, верность
наследию предков - а не просто "поиск убежища".
Иными словами, политический сионизм создал удобную для современности
политическую и организационную форму, но только поселенческий и религиозный
сионизм наполнили эту форму действительно сионистским содержанием - как
в области политического действия, так и религиозно-философского осмысления.
Когда сегодня заявляют, что "основой Израиля является сионизм", то следует
поинтересоваться и спросить, какой именно; ибо для различных групп населения
Израиля их "сионизм" совершенно разный. Например, зададим вполне актуальный
вопрос: если мы можем получить гарантированную безопасность для Тель-Авива,
отдав арабам Иерусалим и Хеврон, то должны ли мы это сделать? (Оставим
пока в стороне сомнение в том, насколько реально можно "гарантировать"
подобную безопасность, и рассмотрим теоретическую, "чистую" ситуацию.)
С точки зрения "политического сионизма" ("левых") - конечно, мы должны
отдать Иерусалим и Хеврон, ибо целью Израиля, с точки зрения Герцля, является
создание "правоохраняемого убежища для евреев" - неважно, на какой территории.
С точки зрения же "поселенческого сионизма" ("правых") - конечно же нет,
мы не должны отдавать Иерусалим и Хеврон ради спокойствия Тель-Авива, ибо
мы построили Государство Израиль не столько для личной безопасности (в
Канаде ее, может быть, еще больше), но для того, чтобы возродить еврейский
народ, в том числе с помощью его исторических корней - а ясно, что наши
исторические корни находятся в гораздо большей степени в Иерусалиме и Хевроне,
чем в Тель-Авиве.
И хотя реальный ответ израильтян, если им задать подобный вопрос, не
будет таким однозначно черно-белым, как это приведено выше; и хотя на сегодня,
из-за многолетней радиотелевизионной пропаганды средний израильтянин понимает
историческое значение Хеврона гораздо меньше, чем он ощущает значение Иерусалима;
и хотя реально все, и правые и левые, будут приводить "в смеси" и исторические
доводы, и доводы безопасности, - все равно глубокая разница, почти пропасть
между правыми и левыми - это пропасть между поселенческими и политическими
сионистами, между теми, кто стремится к возрождению еврейского народа на
его исторической родине, и теми, кого волнует только правоохраняемость
убежища.
по статье П.Полонского
Вернуться назад |