Ben Zion. Сыны Сиона. Еврейский ответ на еврейский вопросBen Zion
 Startpage
 Favorites
 e-mail me
 Site Map
Новости Гостевая Форум Чат Партнеры Каталог Реклама
Ben Zion Культура
Вопросы и ответы
Знаменитости
Литература
Искусство
История
Музыка
    ::. Релизы
Языки
    ::. Идиш 
Юмор
Ben Zion Еврейский вопрос
Имена и фамилии
Антисемитизм
Сионизм
Разное
Ben Zion Разное
Download
Гостевая
Форум
Ссылки
Партнеры
Реклама
Каталог ссылок
О сайте/Авторы
Сотрудничество
Ben Zion Голосование
Ben Zion Подпишись!
Рассылка Subscribe.Ru:
Еврейские анекдоты от www.BenZion.Ru
Ben Zion Избранное
sem40.ru Шолом-Алейхем у Бердичевского Здесь можно скачать фильмы, музыку, игры и программы Welcome! Медиа Импульс - информационно-развлекательный портал, музыка различных направлений бесплатно, фильмы и видеоклипы, игры и позновательное, полезные программы и хороший круг общения
Ben Zion Счетчики


Rambler's Top100

Яндекс цитирования
Ben Zion Реклама 88x31
Ben Zion Что такое сионизм?

Три вида сионизма

1. Что такое сионизм?
2. Религиозный сионизм
3. Поселенческий сионизм
4. Политический сионизм
5. Отличие религиозного, поселенческого и политического сионизма

[1.Что такое сионизм?]
В нашем обществе не прекращаются споры о сущности сионизма. Одни говорят, что укрепление поселений - это сионистский ответ на арабский террор. Другие утверждают, что, наоборот, отдав арабам территории, мы получим взамен более спокойную и нормальную жизнь на оставшейся части Израиля, и в этом - цель сионизма. Третьи вообще считают, что с созданием государства время сионизма прошло, и наступила эпоха постсионизма. При этом каждый ссылается на учение и высказывания "основателей" и убежден, что его понимание наиболее полно отвечает исходным принципам сионизма.

Вся эта путаница происходит не только из-за того, что в сионизме (как и в любом национальном или религиозном движении) были различные фракции или направления. Причина разногласий здесь гораздо более глубокая: дело в том, что исторически существовал не один, а три разных вида сионизма: сионизм религиозный, сионизм поселенческий и сионизм политический. Эти три вида сионизма возникли в разное время, ставили перед собой разные цели, и общим для них являлось только то, что все они считали создание еврейского государства подходящим средством для достижения своих целей. И хотя на определенном историческом этапе все эти три вида сионизма объединились для построения Государства Израиль, все равно цели создания этого государства воспринимались ими по-разному. За почти сто лет совместной деятельности эти три направления не только не перемешались, но более того, - их позиции сегодня все больше расходятся. Без понимания различий между этими отдельными направлениями мы не сможем понять эволюцию идеологии сионизма в целом.

[2.Религиозный сионизм]
Впервые в современной форме идея сионизма - т.е. идея о том, что возвращение евреев в в Сион (Палестину) должно быть осуществлено ими самими, не откладывая и не дожидаясь в галуте прихода Мессии - была сформулирована примерно в 1850 г. в работах раввинов Ц.-Г.Калишера и И.Алкалая (а они во многом основывались на идеях, выдвинутых в конце 18-го века Виленским Гаоном). Созданную ими концепцию стали называть позже "религиозным сионизмом". Основой этой концепции было представление о "двух стадиях прихода Машиаха". Иными словами, самостоятельное возвращение евреев в Эрец Исраэль и построение там государста понималось как первая стадия мессианского процесса, способ приближения мессианских времен.

[3.Поселенческий сионизм]
Вторым направлением в сионизме был поселенческий сионизм, возникший позже, в 1880-х годах, и сосредоточенный на идее "национального возрождения на исторической родине". Целью поселенческого сионизма было "оживление" еврейского народа через освоение Страны. С точки зрения поселенческих сионистов (к которым принадлежали все участники Первой Алии 1882-1904 годов), народ может нормально жить и развиваться толькой на той земле, в которой находятся его исторические корни. Наблюдая вокруг себя забитый и запуганный еврейский народ галута и сравнивая его с сильным, творческим и активным народом древности, они были убеждены, что проживание на своей исторической родине составляет важнейший компонент жизненной силы народа, и стремились вернуть его еврейству.

[4.Политический сионизм]
И наконец, третьим, наиболее поздним видом сионизма был "политический сионизм", созданный Герцлем в 1897 году и поставивший себе целью создать "правоохраняемое убежище" для евреев, страдающих от антисемитизма. Для Герцля было в конце концов безразлично, в каком уголке земного шара создавать еврейское государство - в Палестине, Аргентине или Уганде. Его целью было "решение еврейского вопроса", под которым понималась проблема антисемитизма. (Напомним, что полное название книги Герцля звучало так: "Государство евреев как опыт современного решения еврейского вопроса "). Герцль считал, что если мы будем иметь свое государство, то станем "нормальным народом", и тогда еврейская проблема в мире исчезнет.

[5.Отличие религиозного, поселенческого и политического сионизма]
Интересно отметить, что даже название "Государство Израиль" было введено отнюдь не представителями политического сионизма, но раввином А.-И.Куком, идеологом религиозного сионизма. Название же "Государство Израиль" (в отличие от Герцлевского "Государства евреев") неразрывно связано с определенной страной - Землей Израиля - и подчеркивает нашу преемственность, верность наследию предков - а не просто "поиск убежища".

Иными словами, политический сионизм создал удобную для современности политическую и организационную форму, но только поселенческий и религиозный сионизм наполнили эту форму действительно сионистским содержанием - как в области политического действия, так и религиозно-философского осмысления.

Когда сегодня заявляют, что "основой Израиля является сионизм", то следует поинтересоваться и спросить, какой именно; ибо для различных групп населения Израиля их "сионизм" совершенно разный. Например, зададим вполне актуальный вопрос: если мы можем получить гарантированную безопасность для Тель-Авива, отдав арабам Иерусалим и Хеврон, то должны ли мы это сделать? (Оставим пока в стороне сомнение в том, насколько реально можно "гарантировать" подобную безопасность, и рассмотрим теоретическую, "чистую" ситуацию.) С точки зрения "политического сионизма" ("левых") - конечно, мы должны отдать Иерусалим и Хеврон, ибо целью Израиля, с точки зрения Герцля, является создание "правоохраняемого убежища для евреев" - неважно, на какой территории. С точки зрения же "поселенческого сионизма" ("правых") - конечно же нет, мы не должны отдавать Иерусалим и Хеврон ради спокойствия Тель-Авива, ибо мы построили Государство Израиль не столько для личной безопасности (в Канаде ее, может быть, еще больше), но для того, чтобы возродить еврейский народ, в том числе с помощью его исторических корней - а ясно, что наши исторические корни находятся в гораздо большей степени в Иерусалиме и Хевроне, чем в Тель-Авиве.

И хотя реальный ответ израильтян, если им задать подобный вопрос, не будет таким однозначно черно-белым, как это приведено выше; и хотя на сегодня, из-за многолетней радиотелевизионной пропаганды средний израильтянин понимает историческое значение Хеврона гораздо меньше, чем он ощущает значение Иерусалима; и хотя реально все, и правые и левые, будут приводить "в смеси" и исторические доводы, и доводы безопасности, - все равно глубокая разница, почти пропасть между правыми и левыми - это пропасть между поселенческими и политическими сионистами, между теми, кто стремится к возрождению еврейского народа на его исторической родине, и теми, кого волнует только правоохраняемость убежища.

по статье П.Полонского

Вернуться назад
             
Новости Гостевая Форум Чат Партнеры Каталог Реклама
             
Копирование материалов разрешено при указании ссылки на www.benzion.ru.
Автор проекта: Steinberg © 2005-2009
location.href='http://www.benzion.ru/main.php?topic=adv